Православная средняя школа Феодоровской иконы Божией Матери

Православная средняя школа Феодоровской иконы Божией Матери создана в 1996 году в г. Иваново и действует по адресу:
153005, г. Иваново, ул. Павлова, д. 15/26

тел. 8-4932-37-59-24

Директор школы Алябьев Алексей Михайлович

Официальный сайт:
http://prav-kadet.ru/
_______________________________________

В ЧЁМ СЧАСТЬЕ УЧИТЕЛЯ
 
Чтобы состоялось наше будущее, надо измениться сегодня,
переосмыслив свое прошлое. 

Это справедливо для каждого человека,
для семьи, школы, общества, государства...

С октября 2011 года ивановская Православная средняя школа Феодоровской иконы Божией Матери имеет полное право именоваться столетней - ей исполнился ровно век... Не совсем ей, конечно - здание, где 17-й год действует православная школа, изначально возводилось как Земская школа, потом в течение долгих лет она числилась под номером 38... 
 Школа №38, выпуск 37-го года. Многие из них ушли добровольцами на фронт.
В центре - директор школы Павел Иванович Алексеев.


Более сорока лет 38-ю школу возглавлял один и тот же директор - Павел Иванович Алексеев. «Строгий, но справедливый», - говорили о нем выпускники, а внучка, ставшая, как и дед, педагогом, рассказала: после смерти Павла Ивановича (вообще-то коммуниста, как и положено было тогда директору) осталось Евангелие, с закладками из отрывного календаря, с датами тех самых грозных лет, когда  за веру в лагеря отправляли... И получается, что нравственные категории «строгий» и «справедливый» в применении к П. А. Алексееву нужно считать духовно-нравственными, поскольку восходили эти черты характера к высшей строгости и высшей справедливости евангельских истин... Какой страницы в вековой истории ни коснись - все так. Вот памятник школьный с сотнями имен погибших в Великой Отечественной выпускников, где самыми крупными буквами - четыре фамилии Героев Советского Союза: Милованов, Захаров, Жидков, Веселов... Сейчас все чаще и чаще встречаются сообщения: поисковые отряды нашли захоронение погибших бойцов, почти у каждого на груди - иконка или нательный крест... Нет, не атеисты шли в атаку и погибали безвестно с трёхлинейкой на троих. Это были крестьянские - христианские дети, с верой в крови, и пара десятилетий революционной пропаганды оказались бессильны вытравить в народе тысячелетие христианства Руси... Вот и безвременье 90-х, когда опустела закрытая на два года 38-я школа, преодолели чудесным образом: в ее стенах вновь зазвучали молебны. И больше того - был обустроен школьный домовой храм во имя покровительницы воспитания юношества Феодоровской иконы Божией Матери... А с декабря 2007 года здесь приступили к возрождению отечественных традиций кадетского образования - был открыт морской кадетский корпус имени адмирала Невельского.


 Директор школы А. М. Алябьев, выпускница школы, ныне - аспирантка педуниверситета и учитель математики В. В. Смагина; ее учитель и наставник отличник народного просвещения,
учитель высшей категории Н. Б. Гусева.


 Наталья Борисовна Гусева в ивановской православной школе работает 12-й год . О таких людях говорят: «Это наш золотой фонд!» Не каждый учитель с большим стажем удостаивается такой оценки. А лишь тот, для кого учительское дело – не способ добывания хлеба насущного и не поле для самоутверждения, а для кого это – служение во имя высших целей. В старой России в учительских документах так и писали: «Служил учителем...»

По просьбе редакции Наталья Борисовна делится с нашими читателями своими мыслями о том, чем дорога и ценна для нее Православная школа.

- Часто к нам приходят дети потерянные, зажатые жизнью, отвергнутые тем сообществом, которое их окружало. И для таких детей наша школа оказывается спасением. Таких учеников много прошло перед моими глазами. Для них наша школа – спасательный круг.
Для меня лично школа стала проводником в мир православия. До прихода сюда я была обычным советским учителем, только-только крестилась перед приходом сюда. Интерес к православной культуре у меня был, но он всегда натыкался на атеистические книги, на восприятие через отрицание. И главным мотивом для прихода сюда была необходимость понять, что же это такое, православная культура, православная вера, православная душа. Отсюда начался мой путь к Богу, и школа для меня навсегда стала святым местом.
Ну, а все остальное – учебный процесс, уроки математики – лишь средства для становления человеческой личности.

Конечно, мне очень радостно, что за годы своего существования школа далеко продвинулась по пути повышения качества обучения. Радостно осознавать, что выходя из школы, выпускники свободно выбирают себе дальнейший путь. Если выбирают вуз – то тот, который им по душе, а не по принципу «где бы не было математики».

Есть дети, которые выбирают дальнейшую учебу в духовных семинариях, богословские факультеты. И это говорит о том, что школа выполняет свое предназначение.
То, что в нашей школе теперь есть кадеты – тоже хорошо. Ведь многие дети сегодня растут в семьях, где нет отца, а это особенно сказывается на воспитании мальчиков. В кадетском образовании воспитание мальчиков осуществляется под руководством офицеров, а это очень и очень важно. И пусть немногие пока идут в военные училища, важнее, чтобы мальчик вырастал мужчиной, а для этого в нашей школе созданы все условия.
И получается, на мой взгляд, правильное сочетание духовного воспитания, качественного школьного обучения и воспитания через кадетство.

- Наталья Борисовна, в чем состоит счастье учителя?

- В соприкосновении души учителя и души ребенка...  Это – счастье.
Таких, приносящих счастье моментов, было немало в жизни Натальи Борисовны. Некоторые из бывших учеников, которым уже давно за пятьдесят, до сих пор звонят своей учительнице по праздникам и в будни, спрашивают о здоровье, интересуются, не нуждается ли она в помощи.
Или вот, недавний, уже здесь, в Православной школе случай. Пришел к ней на репетиционные занятия мальчик, от которого другие учителя отказались: необучаем, мягко говоря, не только по математике, но и вообще... Когда Наталья Борисовна впервые с ним завела разговор, наткнулась на стену молчания, недоверия, отчаяния... И поняла: парня надо спасать. Так он оказался в ивановской православной школе... Через несколько недель парня было не узнать: человеческое отношение, желание помочь, вера в то, что он не хуже других, сделали чудеса... Школу мальчишка закончил вполне прилично, поступил в колледж, освоил хорошую мужскую профессию. Недавно приезжал на вечер встречи выпускников с благодарностью: «Что бы со мной было, если бы не вы...»

А вот это счастье пришло к Наталье Борисовне совсем неожиданно... Шестиклассница Валя была прилежной ученицей, но к математике относилась более чем прохладно. Чуть ли не в день выпускного Наталья Борисовна узнала, что Валя, окончив школу с серебряной медалью, собралась поступать в университет на физмат. И не только поступила – будучи еще пятикурсницей пришла преподавать математику в родную православную школу, под крыло Натальи Борисовны.
Теперь уже не Валя, а Валентина Викторовна Смагина, аспирантка Шуйского педуниверситета – сама классный руководитель и преподаватель математики в родной православной школе. Это ли не учительское счастье – видеть, как твои ученики идут по твоим стопам...

- Математика - не главное, - будто вторит своей наставнице Валя, то есть, Валентина Викторовна. - Принялась я как-то отчитывать парня за невыученный урок. А потом выяснилось, что его маму накануне в больницу увезли... Какие уж тут уроки - у человека все внутри... взъерошено, - винится Валентина. Для нее главное - подобрать ключик к каждому ученику, а уж после предмету учить. Да иначе и наука детям на ум не пойдет, разумному учителю это понятно... Тем более нужно быть внимательным к детям, среди которых так много... взъерошенных жизнью.

- Странная вещь, - включается в беседу директор школы, Алексей Михайлович Алябьев. - Самое дорогое у родителей - дети, а они оказываются часто брошены. И не вина родителей, а беда, что уезжают они в дальнюю даль на заработки, что жены растят сыновей без мужей, а отцы скитаются или пьют горькую...  Вот и занимаемся мы воспитанием, потому что если православная школа не будет этим заниматься, то зачем она нужна... Дети уйдут на улицу, а улица не несет никакой нравственной традиции, она диктует свои, жестокие законы.  Получается, что сейчас перед педагогами, да и просто совестливыми людьми, занимающими активную гражданскую позицию, стоит общая задача - спасти детей. А для этого надо создать среду, альтернативную уличной.
Вот мы и выстраиваем эту среду. На столетнем опыте нашей школы, уходящем корнями в двухтысячелетний духовно-нравственный опыт христианства. На памяти о лучшем, совершенном поколениями людей, живших до нас, и учившихся в этих стенах. Надо, чтобы это было не только «учебное заведение». Но единое образовательное пространство, в которое гармонично входит дополнительное образование. И, конечно, церковь.

О церкви, вообще-то, надо говорить в первую очередь. Но я понимаю, что кавалерийской атакой людей к вере не приведёшь... Это все тонко, и долго может происходить. Но может  и внезапно случиться - мы же видим, уже чуть ли не в каждой больнице церковь или молитвенная комната открыты: людям в критические моменты нужно это становится... В воинских частях - церкви, особенно в боевых... Даст Бог, дорастём до школьных храмов. Хорошо бы начать со столетних школ - тех, в которых домовые храмы раньше были... Их обязательно нужно восстанавливать - это покаянный акт, когда не просто стены строятся - душа восстает из руин... Но это дело не одного поколения...


Радмила ДВИЗОВА

Директор и ученики ивановской православной школы
на восстановлении храма Петра и Павла в с. Стрелка.
Фото из школьного архива.

Комментариев нет:

Отправить комментарий